Исследуя различный спектр особенностей лиц с интернет-зависимостью, авторами анализируются многосторонние факторы, в совокупности которых лежит понимание не только структуры, но и относительного прогноза развития расстройства (интернет-зависимости). Изучение каждого из таких предиспозиционных факторов способно сложить целостную картину структурного многообразия проблемы, в которой интернет и компьютер являются способами/ средствами реализации аддиктивного потенциала.
В литературе, описывающей многогранность роли семьи в формировании определенных стратегий взаимодействия с окружающей реальностью, мы сталкиваемся с понятием “семейной функциональности”. Обратившись к интерпретациям можно отыскать ряд определений, в частности Smilkstein G. определяет семейную функциональность, как содействие физическому и психологическому росту и созреванию всех членов семьи, через ряд основных компонентов, таких, как:
- адаптация,
- партнерство,
- рост,
- привязанность,
- решимость. [1]
Рассогласованность вышеперечисленных компонентов отражается на качестве отношений между членами семьи, а также на способах адаптации к различным условиям меняющейся жизни.
Пристрастие к интернету (социальные сети, онлайн-игры и др.) влияет на членов семьи, в частности на детей и подростков с различных сторон, к которым относятся:
- физическое здоровье,
- психосоциальное развитие,
- успеваемость,
семейные отношения. [2]
Последние, в свою очередь способны стать либо предрасполагающими к интернет-зависимому поведению, либо иметь позитивное влияние. Функции семейной системы разнообразны, помимо репродуктивной и хозяйственно-экономической, базовые принципы закладываются в модель взаимодействия с окружающей реальностью через воспитательную, духовно-эмоциональную, обучающую функции, а также через первичный социальный контроль, в котором родитель выступает гарантом безопасности своего ребенка. [3]
Рассматривая влияние социальной среды на формирование стратегий поведения, стоит отметить определяющее воздействие внутрисемейных факторов (внутреннее функциональные особенности семейного уклада), через изучение и понимание которых возможна разработка наиболее действенных и комплексно направленных мер профилактики.
- Smilkstein G. The family APGAR: A proposal for a family functioning test and its use by physicians. J Fam Pract. 1978;6:1231–9.
- Clark D.J., Frith K.H., Demi A.S. The physical, behavioral, and psychosocial consequences of internet use in college students. – 2004. – №22. – p.153-161.
- Ильясов Т.З. Семья как первичный социальный институт. Ее воспитательная функция // Вестник Башкирск. ун-та. – 2017. – №3. – с. 904-907.
Если у Вас, или у Ваших близких существует необходимость обращения за психологической помощью
Вы можете записаться на консультацию по телефону
+7 918 530 44 27
С Уважением, Алексей Сидоров
Читайте также:
Социализация и особенности подросткового возраста