О феномене травли (буллинга)

психолог ростов на донуСуществующие подходы к пониманию феномена травли во многом связаны с изучением предикторов подобной формы социального взаимодействия в различных коллективах. Так, по мнению Гаджиевой А.Ф., (2021) в качестве таких предрасполагающих факторов выступают:

  • Особенности внутрисемейной организации (семья выступает детерминационным аспектом буллинга в подростковом возрасте), сюда относятся как состав семейной системы, так и отношения между ее членами, а также различные характеристики, включая экономическое и социальное положение;
  • Педагогические предикторы (педагогическая среда выступает в роли детерминанты психологического благополучия школьников, так и может являться риск-предиктором возникновения буллинг-процессов). Среди педагогических предикторов автор выделяет формируемую педагогами «нездоровую» конкуренцию в учебной среде, выражение неуважительного отношения к учащимся, публичное порицание в воспитательных целях, предвзятое отношение, неконструктивная критика и др.
  • Социально-психологические характеристики группы (безопасность, статусная иерархия и пр.).

Каждый из перечисленных факторов не является обособленным, имея взаимосвязи, что должно учитываться при разработке действенных программ профилактики. Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. (2016) изучая распространенность буллинга в школах Германии, Австрии и России, приводят основные критерии, характеризующие буллинг, выделенные немецким педагогом Каспер Х. (2010), к которым относятся:

  1. приобретение конфликтом стабильных форм, конфликт упрочивается;
  2. существование значительного перевеса сил: из двух сторон одна (чаще всего это отдельный человек) оказывается в положении слабой и притесняемой;
  3. этот человек часто (не реже одного раза в неделю) и
  4. на протяжении длительного времени (не менее полугода) подвергается нападкам и притеснениям;
  5. у этого человека почти нет шансов своими силами справиться с данной ситуацией.

Дахин А.Н (2015) в одной из своих статей приводит следующую классификацию буллинга в школьной среде:

  1. По степени активности: агрессивный и пассивный буллинг;
  2. По возможным последствиям: компенсаторный и виктимный;
  3. По временным рамкам: ситуативный и постоянный;
  4. По сфере распространения: аудиторный, информационно-коммуникативный (или кибербуллинг), досуговый;
  5. По адресной направленности: буллинг, направленный на детей из малообеспеченных семей, на детей с ограниченными возможностями и способностями, на одаренных детей и на приезжих (новеньких).

Ситуация травли в коллективе несет за собой ряд последствий: социальных, педагогических, психологических, может являться одной из причин возникновения психогенных расстройств, при которых этиологическим фактором выступает микросоциальный конфликт, психотравма — взаимодействие личности с неприемлемой для нее ситуацией в системе отношений, которой является в данном случае ситуация повторяющегося буллинга (Бухановский А.О. и соавт., 2021).

Соглашаясь с выводом Воронцова Д.Б. (2020) о том, что «чем более агрессивна среда, тем вероятнее развитие паттернов поведения, связанных с необходимостью достижения и защиты своего статуса посредством силы и доминирования (физического или психологического) над более слабыми сверстниками», следует уделять внимание не только факту травли в социальной группе, а в большей степени механизмам и причинам, по которым в данном, конкретном коллективе произошло подобное, т.к. именно через понимание сути возникновения феномена буллинга возможна разработка адресных мер психологического и социально-педагогического воздействия, которые будут иметь наиболее действенные результаты, обладая прежде всего специфичностью и пониманием причин возникновения травли в конкретном коллективе.

Таким образом,

1. Феномен травли – мультидисциплинарное понятие. С его последствиями сталкиваются и осуществляют работу и взаимодействие различные службы и институты: образовательная, социальная, психологическая, психиатрическая, и т.д.

2. Понимание причин возникновения ситуации травли в коллективе возможно при комплексном рассмотрении проблемы, с учетом внутренних предпосылок участников буллинга, характеристик социальной системы;

3. Для разработки программ профилактики травли в подростковой среде необходим учет особенностей возрастной категории, индивидуальных подход к каждому конкретному случаю со стороны всех задействованных лиц;

4. Социальная система, в которой реализуются те или иные модели поведения играет роль в качестве средства «обратной связи», где подросток либо закрепляет дезадаптивные формы поведения, либо формирует адаптивные;

5. Превентивные меры заключаются в первую очередь в постоянном контакте с детьми со стороны «гарантов безопасности» – родителей, педагогов, наставников, которые должны понимать специфику подросткового возраста, иметь представления о феномене буллинга и о способах взаимодействия с каждым его участником.

С Уважением, Алексей Сидоров

Добавить комментарий