Социализация и особенности подросткового возраста

интернет-зависимость психолог Ростов-на-донуИсследования в области возрастной психологии продолжают открывать нам особенности данного возрастного периода, подтверждая и дополняя накопленные знания. Говоря об особенностях социализации подростка отдельное внимание хотелось бы уделить т.н. «подростковому кризису», который обладает собственными специфическими особенностями и характеристиками.

Личко А.Е. (1979), приводит следующую характеристику данного возрастного периода: «…отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно».

К таким полярным качествам автором отнесены: «особая подростковая сенситивность – чувствительность к оценке другими свей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием».

Перечисленные особенности имеют наиболее яркое проявление на границе социального контакта, во взаимодействии с семьей, сверстниками, учителями и т.д. В процессе социализации и подросток, и ребенок более младшего возраста сталкивается с «ответом среды» который, несомненно, влияет как на формирование стратегий поведения (адаптивных или дезадаптивных), так и на формирование образа собственного «Я», проходящего через процессы самоидентификации и самоактуализации.

Кулагина И.Ю. (1999), говоря об особенностях подросткового возраста, называет «центральным психологическим новообразованием» формирование «чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе». Отсутствие изменения социального статуса приводит к борьбе за «признание своих прав», что естественным образом приводит к формированию противоречий (конфликтов), как внутриличностных, так и существующих на границе личности и социальной среды.

Также, к характерным особенностям, по мнению авторов, относятся:

  • стремление к утверждению подростком себя в обществе с признанием собственных прав и возможностей, факта их взросления;
  • ориентация на социальное взаимодействие с позиции своего места в определенном коллективе.

«Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером». (Ниязбаева Н.Н., Сатыбалдина Р.А., 2017).

По мнению Эльконина Д.Б. (1989), под чувством взрослости понимается «специфическая для подросткового возраста форма самосознания, социального по своему содержанию. Чувство взрослости формируется в процессе усвоения определенных морально-этических норм и образцов взрослого поведения, что происходит в общении подростков друг с другом и со взрослыми».

Если у Вашего ребенка наблюдаются проблемы в процессе социализации, сложности взаимодействия со сверстниками, Вы можете обратиться за помощью, записавшись на психологическую консультацию.

С Уважением, Алексей Сидоров


Читайте также:

Интернет-зависимость

Общество в digital-пространстве риски и их преодоление

Добавить комментарий